Блоги

Почему не стало Керети (3)

Само по себе появление железной дороги не могло мгновенно повлиять на состояние Керети, но это стало началом конца. С железной дорогой появились новые населенные пункты. Например, поселок Лоухи был основан именно как станция с паровозным депо. Появилась возможность развивать более интенсивно другие отрасли промышленности.  Стала развиваться горнодобывающая промышленность – появился Чупинский ГОК. Вывоз стал проще – ведь ж/д недалеко, построить дорогу не проблема. Хотя даже не в этом дело – те, кто был в Чупе, знают, что ветка железной дороги приходи прямо в поселок.

Кереть же находится на значительном удалении от ж/д, доступ осложняется относительно сложным рельефом. Ради вывоза леса стоить ветку в Кереть, видимо, было уже нецелесообразно, ведь теперь в и Чупе появилась лесобиржа.

Автору странным кажется, что в Кереть не была построена обычная автомобильная дорога (пусть меня поправят, если я не прав), существовал только зимник. Почему – не ясно (сразу оговоримся – сейчас дорога есть, но она появилась где-то в девяностых годах прошедшего столетия, т.е. совсем недавно, когда Керети уже фактически  не стало, причем дорога эта примкнула к дороге Плотина-Чкалов, которая была построена ГОКом для вывоза породы и была ранее изолированной, пока не сделали дорогу Плотина-Чупа в восьмидесятых годах). То ли считали, что морского сообщения (и по зимнику) достаточно, т.к. лесозавод работал, в том числе и  на экспорт, то ли постройка дороги в те времена была непростым делом. Я готов поверить во второе, потому что дороги было строить действительно тяжело. То, что построено в недавнее время – это “отходы производства”, пустая порода из шахт, которой во времена успешной работы ГОКа было достаточно. Это щебенка, которую можно насыпать даже в болото, и с которой практически ничего не делается. Конечно, это не асфальт, но это и не песок, который размывает после первого дождя. И сегодня по дорогам, проложенным к бывшим рудникам, можно проехать на легковой машине, несмотря на то, что за этими дорогами уже лет 30 как никто не следил. Так вот раньше, мне кажется, такой возможности (т.е. засыпать все дармовой щебенкой) не было, а как еще построить дорогу по болотам да скалам?

Тем не менее факт есть факт – дороги не было. Значит, все должно было продолжаться по старинке – поставка древесины сплавом, вывод продукции (леса, рыбы) – только морем. А это накладывает определенные ограничения. Рано или поздно лес вдоль рек весь будет вырублен (кто про это думал в военное или послевоенное время, когда план –это  главное). Да и рыболовство в ограниченной акватории не может развиваться бесконечно.

Здесь начинает работать закон бизнеса: или расширяйся, или займи свою нишу, или умри. Расширяться было невозможно и некуда, своего уникального продукта не было, и отсутствие путей сообщения сделало продукцию неконкурентоспособной (как говорили в советское время – “нерентабельной”).

Видимо это и сыграло свою роль , т.к. Кереть была “закрыта” чисто административными методами. Был закрыт лесозавод, оборудование вывезено. Через некоторое время перестал существовать рыболовецкий колхоз, а жилая инфраструктура уже было ликвидирована как следствие. Была закрыта школа, больница, клуб, почта. Самым последним был закрыт продовольственный магазин, который просуществовал года до 73-74.

С той поры люди, который раньше жили в Керети, могли приезжать туда только как на дачу. К сожалению охотников на чужое добро и там хватало. Запертые дома взламывали и растаскивали тот нехитрый скарб, что там оставался. А потом “бесхозные” дома стали просто пилить на дрова. И никому ведь не пожалуешься. Советской власти в деревне уже не было…

Так деревня практически исчезла с лица земли. Сейчас там остался дай бог десяток остовов старых домов.

Такая вот грустная история.

Но что бы было, если… ? Порассуждаем об этом в следующей части.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *