Блоги

Почему не стало Керети (2)

Итак, что имеем в сухом остатке?

1. Рыболовство. Места не самые рыбные по сегодняшним временам. Сейчас большие траулеры в Северное море ходят.

2. Добыча полезных ископаемых. Бесперспективно, по причина изложенным выше.

3. Лесоповал и деревообработка. В принципе, еще возможно, но есть одно НО, уже погубившее Лесозавод – это логистика.

В былые времена большое значение имело то, что Кереть являла собой удобный порт. Глубоко уходящий вглубь суши залив, хорошо защищенный от ветра и волн, достаточно глубоководный. Логистика, и еще раз логистика, является одним из ключевых моментов существования торговли, всегда и везде.

По всей видимости, Савинская лесопилка была построена именно на острове Средний (или, по-местному, Середний) из-за того, что из-за большой глубины к острову могли подойти весьма серьезные суда. Очевидным минусом является то,  что зимой море замерзает и навигация прекращается. Работа лесопилки, скорее всего, не останавливалась, т.к. подвозить лес можно было “автотранспортом”. Если посмотреть на топографические карты, даже не очень старые, на них видна масса зимников (дорог, которые используются только зимой, когда реки и болота замерзают).

“Грунтовых дорог в сказанной местности нет никаких, сообщения производятся летом вдоль морского берега на пароходах и лодках, а внутри Кольского и Кемского уездов, покрытых почти сплошь озерами, болотами, тундрами, горными хребтами, — частью пешком, частью на лодках по озерам и рекам; зимою же путь пролегает по целой цепи озер и по болотам.”

Отсюда напрашивается вывод, что первой серьезной причиной для последующего угасания Керети явилась постройка железной дороги. Как известно, Мурманская железная дорога была построена исходя во время первой мировой войны в рекордно короткие сроки – за 1,5 года и была готова 3 ноября 1916 года. Идея постройки железной дороги даже в то время была далеко не нова и изыскания в этом направлении проводились и раньше. Есть серьезной подозрение, что трасса новопостроенной железной дороги отлична от той, что предполагалась более ранними изысканиями. Читая материалы визита Архангельского губернатора в эти места с целью “разведки обстановки” для принятия решения о постройке телеграфной линии (1893 год), натыкаемся на довольно интересную фразу.

“Задача по изысканию пути для телеграфной линии от Кеми до Кандалакши, на протяжении около 350 верст, как оказалось, в значительной мере облегчается тем, что в прошлом году между этими пунктами были произведены инженером Журданом изыскания для проектированной на Севере железной дороги. По изысканиям инженера Журдана, железная дорога должна быть направлена вдоль берега моря в незначительном от него расстоянии, захватывая почти все прибрежные населенные пункты, с обходом всех озер и болот, что вполне соответствует тем условиям, которые необходимы для постройки телеграфной линии.”

Та телеграфная линия была построена уже в 1896 году, и прошла они именно “захватывая все прибрежные населенные пункты”, в том числе и Кереть. Эта телеграфная линия видна на всех картах, поэтому хорошо видно , как резко трасса железной дороги отличается от трасы телеграфной линии. Причина этого понятна – ж/д строили в военное время, ударными темпами, и задачей было соединение центральной России с незамерзающим Кольским заливом, а не обслуживание прибрежных деревушек. Потому и оказалась Кереть в 30 километрах от новой артерии.

Если бы трасса ж/д прошла, как телеграфная линия, то может все было бы по другому.

Продолжение следует….

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *